Почему ожирение – феномен именно 21 века? Как связаны диабет второго типа и ожирение? Почему так сложно лечить эту «болезнь» и болезнь ли это? Об истории развития эндокринных заболеваний и развитии ожирения рассказал Фадеев Валентин Викторович, член-корреспондент РАН, д.м.н., профессор, директор клиники эндокринологии, заведующий кафедрой эндокринологии №1 ИКМ ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ожирение как явление, болезнь или феномен, не в полной мере соответствует критериям болезни.
В 2022 году от ожирения страдали 603 миллиона человек.
К 2025 году 16 % населения мира приобретет именно ожирение, а не избыточный вес.
В диагностике эндокринных заболеваний очень много лабораторных тестов.
Потому что изучают работу железно-внутренней секреции, и, естественно, лабораторные исследования имеют ключевое значение.
Поэтому эндокринологи ощущают инверсию от клинической медицины к медицине и болезням лабораторным и инструментальным.
В середине 19 века были описаны практически все знаковые классические эндокринные заболевания. До середины 20 века происходила их диагностика и писались огромное количество работ: трудов, учебников. Русский учебник по эндокринологии — это 1929 год. Но расцвет эндокринологии пришелся на 80-е годы 20 века, потому что появились гормональные исследования, которыми, естественно, в модифицированном виде мы пользуемся до сих пор.
Стало казаться, что диагностика очень проста, потому что приходит пациент, сдал кровь на ТТГ и все готово.
Иммунометрические методы стали использоваться широко и сейчас завоевали медицинский мир, превратившись в массовые методы. Сюда же попали КТ, МРТ, УЗИ.
Лабораторные исследования резко подешевели и превратились в массовые исследования.
Появились странные заболевания:
Если копнуть вокруг этих понятий, то в реалиях доказательство этих феноменов в силу того, что они не имеют очевидных каких-то клинических проявлений, всегда базируется на большой статистике.
Т.е. диагностические критерии базируются не на реальной физике, а на каких-то цифрах. Откуда берутся эти цифры—из большой статистики.
Современные диагностические тесты, которые врачи порой даже ругают, при обследовании априори больных людей дают блестящие результаты - у человека, предъявляющего жалобы, в 80 % постановка диагноза не представляет серьезных сложностей.
Одна из версий, которая по мнению эксперта является справедливой, основывается на том, что генотип человека за 2 млн лет адаптирован к дефициту питания, наши предки большую часть времени боролись с голодом.
Двадцатый век ужасен по количеству истребленного человечества посредством войн, но и при этом он породил промышленную и сельскохозяйственную революции. Мы обрели огромное количество еды, которая людям заменила всё.
Это подарило много новейших болезней в виде ожирения и диабета. В 20−21 веке колоссально изменились информационные потоки. Это привело к жесточайшей невротизации и всплеску психических расстройств, которые сопутствуют ожирению.
И это не классическое заболевание. Это болезнь серой зоны, фактор риска, нечто действительно доказанное плохое.
Но вокруг нас огромное число людей с ожирением, но им же не вызывают скорую помощь?
Первый момент - механические проблемы и все то, что касается атеросклероза, диабета и всего того, что убивает - в основном, сердечно-сосудистых заболеваний
Профилактика этих патологий жира, явлений диабета может профилактизироваться только предотвращением ожирения.
Мы можем бороться с диабетом только борясь с ожирением. Других форм борьбы, первичной и вторичной профилактики диабета не существует, они неизвестны.
Важно! Можно уже лечить диабет, снижать сахар, улучшать продолжительность жизни, но это не будет профилактикой даже вторичной.
Ожирение - это не болезнь, это свойство человека в условиях изобилия питания. Другой вопрос, что оно ассоциировано с заболеваниями убивающими этого человека.
С какой точки зрения можно лечить ожирение?
Изменение образа жизни. Большинство людей не меняют образ жизни точно, если им постоянно «не капать на мозги».
Постоянный приём лекарственных препаратов. Если от этого препарата становится легче, и человек физически ощущает отсутствие его приема, то возможно он будет его принимать.
Регулярное медицинское наблюдение в реалиях жизни на сегодняшний день неосуществимо - просто невозможно регулярно наблюдать пациента, в силу того, что это буквально некому делать.
Отсюда еще и проистекает нежелание человека это делать.
По наблюдениям эксперта меньше 1% людей, которые меняют образ жизни, постоянно соблюдают некие ограничения себя, причём не внешне обусловленные, когда в условиях полного холодильника человек перестаёт вдруг есть. Это бывает крайне редко и продолжается коротко.
Регулярное медицинское наблюдение - поведенческая терапия, наблюдение психологов, фитнес-инструкторов никакого отношения не имеет к современному здравоохранению той модели, которая существует.
Лекарственные препараты при ожирении постоянно - агонисты ГПП-1 пожизненно –интересно, что будет, когда мы получим 20-летние наблюдения за этими исследованиями. Ведь попринимать лекарство для того, чтобы похудеть и влезть в купальник к лету - это не лечение ожирения.
На взгляд эксперта никакого отношения оно не имеет.
Если перед нами люди с ожирением, это уже смещённая выборка, то, что не относится к референсной популяции, (референс, на основании которого определяли то, что пациенты называют лабораторными нормами).
Вывод: если человек с ожирением пойдёт обследоваться на всякий случай и сделает много-много тестов, то по определению у большого количества этих тестов будет отклоняться референс. Он уже априори что-то найдёт, причём то, что он найдет в 99% случаев никак не будет связано с его ожирением.
Лечение ожирения - это где-то час в неделю или две на одного пациента, причем на протяжении примерно полугода. Поэтому лечение ожирения — это удел частной медицинской практики и тех, кто может ее оплатить.
Более подробно о том, почему ожирение так сложно лечить в нынешних реалиях смотрите в видеолекции эксперта.