Синдром поликистозных яичников является самым частым гинекологическим эндокринным заболеванием. О современных методиках диагностики, алгоритмах лечения, гормональных аспектах патологии рассказали Григорий Олегович Долгушин, врач-терапевт, врач-эндокринолог МНОИ МГУ им. М.В. Ломоносова и Амина Юсуповна Азимова, врач акушер-гинеколог, ассистент кафедры акушерства и гинекологии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. Эксперты развеяли мифы о СПЯ и затронули тему влияния спорта на данный синдром.
Распространенность заболевания составляет от 8% до 21% среди всех женщин репродуктивного возраста.
Само понятие синдрома поликистозных яичников на данный момент не совсем правильное, потому что у 80% женщин с синдромом поликистозных яичников, это так называемые даже не кисты, а фолликулы.
В чём отличие фолликулов от кист? В том, что кисты не должны иметь в составе яйцеклетки, которые имеют фолликулы, с помощью которых при стимуляции можно получить даже овуляцию. Кисты — это анэхогенные образования без яйцеклеток.
Поэтому международные источники сейчас склоняются больше к тому, что это метаболический синдром, часть из которых является действительно синдромом поликистозных яичников. Но это меньшая часть.
В 2003 году были приняты Роттердамские критерии, согласно которым есть три признака:
Важно! Чтобы поставить диагноз синдрома поликистозных яичников (СПЯ), достаточно наличия двух из трех критериев при исключении других причин.
При постановке диагноза выделяют фенотипы/виды синдрома поликистозных яичников.
Классический тип СПЯ — это пациентки, у которых наблюдается ановуляция и гиперандрогения и поликистозные яичники. Данный тип легче всего диагностировать, потому что такие пациентки имеют все три признака.
Ановуляторный вид - пациентки, у которых наблюдается ановуляция, при этом можно визуализировать гиперандрогению, но ультразвуковая картина будет без наличия мультифолликулярных яичников.
Овуляторный тип – у таких пациенток присутствуют овуляции, цикл регулярный, но при этом наблюдается гиперандрогения, и на ультразвуковой картине визуализируют мультифолликулярную структуру яичников.
Мультифолликулярная структура - это наличие 20 и более фолликулов при исследовании, либо же увеличение объема яичников до 10 кубических сантиметров.
Неандрогенный фенотип- самый редкий, при котором не визуализируется гиперандрогения, которая бывает характерна у 80% пациенток с СПЯ, но при этом у пациенток могут наблюдаться ановуляции и при ультразвуковом исследовании будет поликистозная структура.
Неандроденный фенотип кажется самым интересным, поскольку, когда речь идет про клиническое определение статуса мужских половых гормонов, то здесь возникают два важных вопроса. Первый — каким методом мы определяли эти гормоны? Иммуноферментный анализ или масс-спектрометрия. И второй - какие конкретно мужские половые гормоны смотрели?
С учётом того, что сейчас в большинстве регионов страны есть возможность определять только ферментным методом, эксперты полагают, что с введением более современных, правильных методов для стероидных гормонов, ситуация с точки зрения определения лабораторных анализов, поменяется радикально.
Последние исследования, по которым определялась активность фермента ароматазы в моче, проводились с помощью масс-спектрометрии и было видно, что просто по одному этому показателю результаты отклоняются колоссально. У женщины нормальные, согласно лабораторным анализам, общий тестостерон, свободный тестостерон, ДГС, но при этом нарушение именно в работе ароматазы.
То есть это, скорее всего, будет меняться, возможно, будут создаваться какие-то новые фенотипы внутри этого фенотипа.
Нет, если отсутствуют гиперандрогенические проявления и при этом фиксируется ановуляторный цикл, то исключают какие-либо проявления СПЯ, при том что в молодом возрасте у девушек действительно может быть мультифолликулярная структура яичников, и это не является патологией.
Согласно современным критериям, фенотипы A, B, C больше ведут к метаболическому синдрому и в планах видоизменить виды, объединив, метаболический синдром и неандрогенный вид СПЯ.
Нарушение менструального цикла: появление олигоменореи, аменореи. Олигоменореи — это редкие циклы или менее 9−8 циклов за год. Аменорея —отсутствие менструации в течение шести месяцев.
Гиперандрогения, наличие гирсутизма, акне, алопеции, которую тоже определяют посредством шкал.
Классических валидированных опросников по стадийности акне на данный момент не существует. Алопеция - облысение по мужскому типу, которое происходит у девушек, женщин с синдромом поликистозных яичников.
Метаболические нарушения — инсулинорезистентность, ожирение, повышение индекса массы тела.
Бесплодие, потому что основные фенотипы синдрома поликистозных яичников проходят на фоне ановуляторных циклов, что приводит к бесплодию.
Самая большая проблема, особенно внутри нашего государства - это именно бесплодие, ановуляция. Поскольку все остальные проявления могут купироваться как медикаментозно, так и изменением образа жизни, активности, веса, то бесплодие — это важная проблема, на которую изначально жалуются пациенты.
Важно! Однако большинство женщин с СПЯ вообще не в курсе, что он у них есть, прекрасно беременеют по несколько раз и это не ведет к каким-то катастрофическим изменениям для них.
Несмотря на то, что у основным ведущим фактором имеются в виду ановуляторные циклы, при этом у пациентов действительно могут быть спонтанные овуляции, благодаря чему и возникновение спонтанной беременности в том числе, то есть это не приговор.
Более подробно о СПЯ, его психологических аспектах, связи с репродуктивным здоровьем, гормональным статусом, гиперандрогении, терапии, а также мифах, связанных с патологией, смотрите в видеолекции экспертов.