С какими трудностями сталкиваются родители школьников и как помочь им выстроить общение с детьми, которые «совсем от рук отбились»? О депрессии, тревожных расстройствах и СДВГ в подростковом возрасте, развитии коммуникативных навыков и повышении школьной успеваемости рассказали Светлана Андреевна Максимишина и Александр Владимирович Борисычев, эксперты клиники «Рассвет» и сети клиник доказательной медицины DocDeti и DocMed.
Часто родители подростков не знают, что делать, потому что их сын или дочь вроде уже не ребенок, но в то же время еще не взрослый. Он не отдает себе полностью отчет в том, что его действия и бездействия несут за собой последствия, а поведение часто провоцирует родителей.
Детско-родительские отношения — всегда обоюдное движение навстречу друг другу, но когда ребенок стал подростком, уже не получается регулировать его так, когда он был младше. Родители сталкиваются с большим объемом трудностей:
самоповреждающее поведение,
отстраненность подростков,
саботаж родительских инструкций,
трудности школьного обучения,
экзамены и поступление в вуз и т.д.
Это вызывает огромное количество вопросов и растерянность родителей.
Часто у родителей нет информации о том, что делать, когда ребенок ведет себя тем или иным образом, как реагировать на то поведение, которое не соответствует ожиданиям родителя.
Пункт касается того поведения, которое не нужно подкреплять, которое не устраивает родителей. Это тоже происходит по незнанию, но результат печальный.
Родитель, который истощен, очень часто начинает применять физическое или психологическое насилие по отношению к своему ребенку. Даже если он понимает, что так делать нельзя, часто от бессилия начинает кричать на своего ребенка или применять физическое насилие. Так часто делают от безысходности, когда нет больше сил терпеть поведение подростка.
Сегодня родитель разрешает то, что вчера запретил, покупает то, что грозился не покупать, и т.д.
Чаще ситуация встречается в семьях, где родители находятся в стадии развода или разведены. В итоге несогласованность между родителями часто становится почвой для развития манипуляций. Мама сказала «нет», папа сказал «да», у родителей есть какие-то взаимные претензии друг к другу, а ребенок становится разменной монетой в отношениях.
Конечно, папы и мамы в этом не виноваты, они дети своих родителей, которые тоже что-то вложили в голову не всегда правильные и не всегда полезные установки и убеждения вещи.
Налаживание взаимодействия — всегда двусторонний процесс. Для того, чтобы он получился, обе стороны должны придерживаться определенных принципов.
Понимание потребностей оппонента – большая трудность, потому что родители не всегда способны понять, что хочет ребенок. Если даже они понимают, то сложно принять требования, которые отличаются от того, что ожидает родитель. Это их фрустрирует, разочаровывает и, соответственно, вызывает конфликт.
Родителям нужно учиться взаимодействовать и отвечать на ту среду, в которой они оказываются в моменте. Если родители не могут быть гибкими, они часто скатываются в то, что в разных ситуациях требуют от ребенка одного и того же результата, а так быть не должно.
Важно. Иногда родители чрезмерно много возлагают на своих детей. У взрослых должно быть понимание, что подросток – пока еще не взрослый, за многие сферы в своей жизни он не может взять ответственность в полную меру.
Должны быть четкие границы: родительское «да» значит «да», «нет» значит «нет», что придерживает определенные правила в определенных ситуациях. Но есть вещи, которые подлежат компромиссу, о чем нужно договариваться с подростком.
Эффективно заключать договор со своим ребёнком, в котором четко прописываются условия договора и штраф за несоблюдение договорённостей. Договор подписывается обеими сторонами.
Взрослые должны уважать желания ребенка, даже те, которые не нравятся. Подросток может не хотеть учиться или выполнять бытовые обязанности, которые, по мнению взрослых, он должен выполнять просто потому, что он уже взрослый. Ребенок имеет право не хотеть, но задача взрослых – с ним договариваться.
Взаимодействие с подростком, степень и уровень сотрудничества и послушания — это многофакторная система. Она не зависит только от родителей самого подростка. На нее накладывают отпечатки еще многие факторы, от социально-экономических до биологических.
В работе психиатра очень важно выявить те биологические факторы, которые могут мешать наладить взаимодействие и сотрудничество.
Приведем план, который используют в нескольких программах по улучшению взаимодействия между родителями и подростками.
Такой первый пункт есть практически в любой программе. Речь идет про время, когда родители проводят с подростком на правилах, которые установлены сам подросток. Речь идет буквально о 10-20 минутах в день, но в это время подросток чувствует себя в безопасности. Так закладываются краеугольные камни для доверия между подростком и родителем.
Совладать с подростком и наладить коммуникацию, найти точки соприкосновения бывает непросто. Подросток не хочет ничего, кроме того, чтобы от него отстали. Но даже несмотря на его противостояние, взрослым важно предпринимать попытки найти связь через сострадание к нему, через принятие его интересов. Этому тоже нужно уделять какое-то время, хотя бы 15−20 минут в день, даже если подросток активно сопротивляется.
Во время налаживания взаимодействия точно будут срывы как со стороны родителей, так и со стороны подростков. Важно выявить критерии срывов, их триггеры для того, чтобы родители могли планировать свое вмешательство.
Триггерами могут быть повышение нагрузки, предстоящие экзамены, заболевания соматические и т.д. В каждой семье набор индивидуальный.
Если родитель в какие-то моменты срывается, то это не приводит к налаживанию отношений. Важно, чтобы родитель в том числе мог позаботиться о себе, понять, как оказать себе помощь.
На этапе налаживания взаимоотношений точно будут вещи, которые у взрослых не будут получаться, будут ошибки и неправильные действия. Если родители признают это перед собой и перед подростком, то на самом деле не становятся более уязвимыми, а, наоборот, повышают степень доверия.
Важно. Именно признание уязвимости является одним из важных компонентов любой программы по налаживанию взаимоотношений.
Взрослым нужно понять, что они не могут требовать от подростка контролировать свое поведение, если сами во время какого-то срыва хлопают дверьми, бросают предметы, поднимают руку на ребенка. Поэтому важно, чтобы родитель придерживался тех же принципов, которые он предъявляет к своему ребенку.
В тот момент, когда родители чувствуют, что ситуация накаляется и дальше, взаимодействие между взрослыми и ребенком нецелесообразно. Это приведет только к еще большей эскалации. Важно использовать тайм-ауты либо способы переключения внимания: неожиданный вопрос, неожиданное предложение. Подойдет и дистанцирование от подростка, например, уход в свою комнату, чтобы было время для эмоциональной регуляции.
Должны быть семейные правила, которые накладываются на отношения: что дозволено, что не дозволено, какие требования и обязательства есть.
Подростки склонны очень многое требовать от родителей, часто аргументируя словами, которые очень ранят родителя: “я не просил вас меня рожать”, “вы меня завели, теперь делайте все, чтобы я был счастлив и рад”. В семье правила нужны и взрослым и ребенку. В их выстраивании может помочь психолог.
Во время конфликта желательно использовать определенные сигналы, которые можно давать друг другу, чтобы останавливать дальнейшую эскалацию. Это могут быть слова или жесты, которые будут помогать партнеру понимать, что дальше диалог не имеет смысла, нужно дать время, чтобы обе стороны смогли остыть.
Важно дать понять ребенку, что когда он не соблюдает те договоренности, которые с ним обсудили, это приводит к немедленным последствиям. Ребенок должен понимать, что любое действие или бездействие влечет свои последствия, в жизни они будут неминуемы.
Во время острой ситуации, когда конфликт в разгаре, надо стараться меньше говорить, потому что любые слова будут только приводить к усилению конфликта. Следует переключить внимание на движения, пройтись в другую комнату, сделать что-то неожиданное вплоть до физических упражнений. Это помогает отстраниться от конфликта и отрегулировать его.
Иногда родители начинают использовать шантаж, но это очень тонкая грань, которую взрослым не стоит переходить. Социально неприемлемое поведение не приводит к тому, что отношения наладились.
Поведенческие вмешательства не всегда эффективны. Факторов, влияющих и отягчающих взаимодействие, для конкретного ребенка может быть слишком много. Медикаментозная поддержка – важная составляющая, когда ситуация сложная.
У подростка должно быть понимание: если он соблюдает договоренности, у него есть определенные привилегии. Как правило – высокомотивационные стимулы, которые нравятся подростку, например, количество экранного времени, которое будет у него в доступе.
Задача взрослых – не шантажировать, а показывать, что у ребенка может быть много привилегий, но для этого нужно прикладывать усилия: например, выполнять требования к учебе.
Шантаж, когда ребенку угрожают, что у него всё заберут и выкинут, если он не будет себя вести нужным образом, – неэффективная стратегия. Она может сработать в моменте, когда ребенок под давлением то или иную задачу выполнил, но не работает в долгую.
Важно. Задача родителей – выстраивать долгосрочные партнерские отношения.
В ситуации, когда взаимодействие не складывается, важно увеличить количество ресурсов, которые могут помочь справиться с однозначно сложной ситуацией.
С какими трудностями сталкивается семья, переживающая пубертат ребенка, какие жалобы наиболее часты на приемах психиатра и что с этим делать, вы узнаете из видеолекции экспертов сети клиник доказательной медицины DocDeti и DocMed, клиники «Рассвет».