О современных подходах к лечению пациентов с фибрилляцией предсердий, различиях и исследованиях по этой теме рассказали к.м.н., руководитель клиники фибрилляции предсердий ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова и сердечно-сосудистый хирург, заведующий отделением хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и кардиостимуляции ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова.
Несмотря на достигнутые успехи в скрининге данного заболевания и в лечении, данная аритмия остаётся по-прежнему наиболее распространенной в мире.
По данным последних рекомендаций Россия не на первом месте, однако распространенность очень высокая.
И по существующей прогностической модели ожидается дальнейший рост заболеваемости - у каждого третьего человека в возрасте 55 лет может возникнуть фибрилляция предсердий, что является колоссальной нагрузкой на систему здравоохранения.
Кроме того, у фибрилляции предсердий есть неблагоприятные последствия.
Какими документами можно пользоваться при определении показаний к лечению данного заболевания:
В последних двух документах отражены наиболее актуальные тенденции по лечению фибрилляции предсердий.
И если раньше говорили, что неважно, какую из этих двух тактик выбирать, на прогноз пациентов мы не влияем, а только на качество их жизни и симптомы, то с выходом последних исследований ситуация изменилась в пользу выбора тактики контроля ритма.
Самое нашумевшее исследование, кардинально поменявшее тактику ведения пациентов- EAST-AFNET 4 Trial, в которое были включены пациенты с ранним анамнезом фибрилляции предсердий, то есть менее года от постановки диагноза, и следующими критериями: либо возраст старше 75 лет, либо перенесенный инсульт, или два фактора из указанных тромбоэмболических событий.
Пациенты были разделены на две группы.
Первая группа — ранний контроль ритма: выявили аритмию, сразу выбрали тактику контроля ритма, и либо назначались антиаритмические препараты, либо проводилась катетерная аблация, и около 20% пациентов сразу получили катетерную аблацию.
Вторую группу составили пациенты с обычной тактикой: всем этим пациентам, как правило, просто назначались бета-блокаторы.
Впервые было продемонстрировано, что тактика контроля ритма может влиять не только на качество жизни и симптомы, но также на жесткие конечные точки, а именно снижение:
При проведении субанализа были получены достоверные снижения риска каждого из компонентов суммарной первичной конечной точки.
Такой успех данного исследования связан с очень ранним выбором тактики контроля ритма. Среднее количество дней от постановки диагноза было 36, т.е. месяц назад поставили диагноз и сразу лечим.
И кроме того, у всех пациентов проводился строгий контроль факторов риска рецидивирования и лечения сопутствующих сердечно-сосудистых заболеваний, а также следили за приемом антикоагулянтной терапии: 98% получали целевые дозы антикоагулянтов в течение всего периода наблюдения, который составлял 5 лет.
Но в данном исследовании при выборе тактики контроля ритма могли использоваться как антиаритмические препараты, так и катетерные аблации.
Если говорить об антиаритмической терапии, то по данным самого крупного европейского метаанализа, куда вошли более 20 тысяч пациентов с пароксизмальной персистирующей фибрилляцией предсердия, эффективность проводимой антиритмической терапии составляла от 33 до 57%.
По данным самого крупного европейского регистра, в который входило более 3500 пациентов, эффективность в течение года после проведения катетерной аблации составила порядка 74%.
Важно понимать, что эффективность при лечении пароксизмальной формы фибрилляции предсердий выше, чем у пациентов с персистирующей и длительно персистирующей формой.
Но это годовая эффективность. Более длительных исследований мало.
На рисунке представлены два из них.
При длительном наблюдении в течение 10−12 лет у пациентов, перенесших одну процедуру катетерной аблации, эффективность снижается и достигает 32,9%.
Важно! У пациентов, которые были отправлены после рецидива на повторную катетерную аблацию, эффективность сравнима с годовой эффективностью после проведения первичной операции.
Такая динамика связана с прогрессированием заболевания, возникновением новых очагов аритмии в миокарде левого предсердия. Не надо бояться пациентов в дальнейшем отправлять на повторную процедуру катетерной аблации.
С совершенствованием методики проведения катетерной аблации при наличии опытной бригады, опытного хирурга эффективность может быть даже выше, чем мировая.
Катетерная аблация считается относительно безопасной процедурой, но, тем не менее, это операция, и она имеет статистику осложнений – до 4%.
В основном— осложнение сосудистого доступа, т.е. гематомы в области пункции бедренной вены, которые не требуют никакого лечения, а сами собой проходят как любой обычный синяк.
Но существуют и более грозные осложнения, такие как: тампонады сердца, тромбоэмболии, стеноз лёгочных вен. Но эти осложнения не превышают одного процента.
На сегодняшний день, имея в арсенале существующие инструменты, опыт, можно сказать, что катетерная аблация всё-таки относительно безопасная процедура.
Важно! Любая лекарственная терапия сильно проигрывает катетерной аблации в безопасности.
При назначении Пропафенона частота побочных эффектов может достигать 15%.
Важно! Он противопоказан при структурной патологии сердца.
При приеме по схеме «таблетка в кармане», которой многие достаточно широко пользуются, риск проаритмогенного эффекта может достигать 22%.
Соталол достоверно ассоциируется с увеличением уровня смертности от всех причин. Проаритмогенный эффект может развиваться в 26% случаев.
Каждый четвертый пациент (25%), принимающий Амиодарон, может столкнуться с нарушением функции щитовидной железы. Гепатотоксичность до 15%.
Интерстициальное поражение легких развивается в 1−2%, однако летальность при данном поражении очень высокая. Проаритмогенные действия от 2 до 5% случаев.
Когда попытались сравнить напрямую катетерную аблацию и медикаментозную терапию, на слайде представлены данные крупного метаанализа (18 РКИ, более 4500 пациентов).
Было продемонстрировано, что катетерная аблация лучше медикаментозной терапии, независимо от формы фибрилляции предсердий и наличия/отсутствия сердечной недостаточности.
На рисунке ниже представлены основные на сегодняшний день исследования, в которых показано преимущество катетерной аблации перед антиаритмической терапией как в эффективности, так и безопасности.
Более подробно о современных методиках лечения фибриляций предсердий и мерцательной аритмии, а также о клинических случаях смотрите в видеолекции экспертов.