О современных подходах и правилах лечения тяжелой травмы, переломов таза, повреждения нервов, специфике автотравмы рассказали Павел Анатольевич Иванов, Никита Николаевич Заднепровский и Юрий Андреевич Боголюбский, врачи-травматологи ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ».
Это направление в мировом здравоохранении относится к самым молодым – оно стало развиваться примерно в 60-е годы прошлого столетия в связи с урбанизацией современного общества и резким увеличением частоты дорожно-транспортных происшествий и других ситуаций, когда люди получают тяжелые механические травмы.
Существенную роль в появлении таких пациентов в стационарах оказала на тот момент система скорой медицинской помощи, когда умирающих пациентов стали довозить в стационары.
Отделение сочетанной и множественной травмы НИИ СП им. Н.В. Склифосовского появилось в 1975 году. Оно было организовано по распоряжению правительства города Москвы в связи с лавинообразным ростом числа тяжелых травм в Москве и с того времени институт неотрывно занимается лечением этой патологии.
Основоположник учения о лечении сочетанных травм и повреждении скелета Владимир Анатольевич Соколов, основатель этого отделения говорит, что сочетанная травма — это особый патологический процесс, который требует особых подходов в лечении.
Основным повреждением при этой патологии являются высокоэнергетические повреждения конечностей и внутренних органов.
Примерно 40% — это открытые повреждения конечностей с большими дефектами мягких тканей, тяжелые переломы костей. Если опираться на данные зарубежных регистров, которые аккумулируют данные о всех тяжелых механических травмах, то видно распределение локализации, как представлено на рисунке ниже.
Часто это:
Примерно 72% имеют повреждения опорно-двигательного аппарата.
Эти повреждения вносят существенный вклад в общую кровопотерю. В первую очередь это касается:
Переломы крупных костей и повреждения мягких тканей — источник болевой импульсации и выброса противовоспалительных цитокинов, которые играют очень большую роль в формировании нестабильного пациента в раннем этапе.
Это причина развития тромбоэболических инфекционных осложнений, в первую очередь связанных с вынужденным обездвижением пострадавшего и гиподинамией.
Важно! Главная задача при лечении таких повреждений на раннем этапе - минимизация сроков выполнения хирургического гемостаза, потому что основным патогенетическим звеном этой патологии является массивное профузное кровотечение, нередко не из одного источника.
К основным источникам кровотечения при этих повреждениях относятся:
Массивная кровопотеря приводит к развитию тяжелой тотальной гипоперфузии органов и гипоксии тканей, которые в свою очередь приводят к ранней полиорганной недостаточности, которая нередко при несвоевременной или неадекватной помощи заканчивается летальным исходом.
Серьезный вклад в гипоксию тканей вносят дополнительные повреждения груди, которые нередко сопровождаются напряженным пневмотораксом с компрессией легкого и приводят к развитию дыхательной недостаточности, что тоже усугубляет и так тяжелую тканевую гипоксию.
Именно тканевая гипоксия приводит к развитию сначала обратимых изменений в клетках, и через несколько часов эти изменения становятся необратимыми и нередко не удается избежать летального исхода.
В 1973 году американский хирург Эдем Колли предложил концепцию золотого часа - основные мероприятия при лечении таких пациентов, в первую очередь - доставка и хирургический гемостаз, должны быть выполнены в течение часа после получения повреждений.
В 80-90-е годы прошлого столетия сформировалась концепция damage control, которая диктует необходимость выделения главных патогенетических изменений в органах и тканях, как правило связанных с кровотечением, и разделения помощи на этапы, когда на первых этапах устраняются основные угрожающие осложнения, а лечение более легких повреждений проводится уже после стабилизации пациента.
Сегодня серьезный вклад в сохранение жизни этих пациентов оказывают современные малоинвазивные, в том числе эндоваскулярные технологии, которые позволяют выполнять селективные остановки кровотечения из артерий и вен, и такой многообещающий метод, как баллонная окклюзия аорты, который позволяет при тяжелых кровотечениях его замедлить или даже временно остановить и получить дополнительное время на выполнение хирургического гемостаза.
Роль травматологов-ортопедов у таких пациентов на реанимационном этапе в первые часы поступления больного в стационар сводится к надежной хирургической временной фиксации поврежденных костей, как средству борьбы с кровотечением и средству профилактики развития осложнения.
Хирургическая фиксация поврежденных костей по своей важности приравнивается к искусственной вентиляции лёгкого тяжёлого больного или к гемотрансфузии.
Важно! Это обязательный элемент хирургического лечения таких пострадавших.
Важно отойти от субъективных подходов в оценке тяжести повреждений, при выборе тех или иных лечебных мероприятий, и необходимо опираться на разработанные и уже принятые повседневную практику во многих стационарах, инструменты объективной оценки тяжести, состояния или повреждения.
Выше представлена классификация, которая разработана больше 20 лет назад, и выделяет четыре категории пациента на основании тяжести повреждения, некоторых лабораторных и клинических показателей.
В соответствии с этой шкалой травматолог может выбрать адекватный метод лечения перелома на ранних этапах. Но в подавляющем числе случаев используют временную внешнюю хирургическую фиксацию поврежденных костей аппарата
Эта методика на настоящий момент является безальтернативной, потому что имеет неоспоримые преимущества:
Более подробную информацию о политравмах, переломах костей, повреждении нервов, клинических случаях и алгоритмах лечения смотрите в видеолекции экспертов.