О пациентах с артериальной гипертензией и ишемической болезнью сердца, о практических аспектах клинических рекомендаций по ведению пациентов с АГ и ИБС в 2025 году и об антиагрегантной терапии рассказала Ирина Вячеславовна Зотова, к.м.н., доцент кафедры терапии, кардиологии и функциональной диагностики ФГБУ ДПО ЦГМА УДП РФ.
Артериальная гипертензия и ишемическая болезнь сердца — это очень частое сочетание.
Согласно российским данным 68% пациентов, которые обращаются в поликлинику, имеют совместный диагноз артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца. Контроль гипертонии очень важен при ИБС: не бывает профилактики осложнений ишемической болезни сердца без контроля гипертонии.
2024 год был богат на новые клинические рекомендации- были выпущены клинические рекомендации Европейского общества кардиологов.
Важно! В 2023 году Европейское общество по АГ выпустило свои рекомендации, и они достаточно сильно отличаются от европейских рекомендаций кардиологического общества.
Российское кардиологическое общество также обновило в 2024 году клинические рекомендации по артериальной гипертензии.
Точно так же два документа по ишемической болезни сердца вышли в 2024 году: российские рекомендации по стабильной ишемической болезни сердца и европейские по хроническому коронарному синдрому.
Термин «хронический коронарный синдром» ввели европейские эксперты вместо термина «стабильная ишемическая болезнь сердца», в США используют термин «коронарная болезнь сердца».
В рекомендациях по стабильной ишемической болезни сердца принципиальных различий на самом деле нет.
Если говорить про первоначальный подход к диагностике в обоих документах предлагается поэтапный подход, который состоит из следующих шагов.
Первоначальная оценка, когда пациент обращается с симптомами подозрительными на хронический коронарный синдром или на стабильную ишемическую болезнь сердца.
Далее проводится физикальный осмотр, снимается ЭКГ, делается анализ крови. Если есть подозрения на какие-то проблемы с лёгкими, то требуется дополнительное обследование в виде рентгенографии или проверки функций лёгких.
Если это стабильные симптомы, то эта первоначальная оценка позволяет исключить явные внесердечные причины в дальнейшем и выявить факторы риска и коморбидности, которые есть у пациента.
Вторым шагом оценивают предтестовую вероятность обструктивной ИБС. Обструктивная ИБС - это термин, который есть во всех документах. Европейцы ее еще называют иногда эпи кардиал ИБС, то есть эпикардиальный хронический коронарный синдром- поражение крупных эпикардиальных артерий.
Оценка предтестовой вероятности важна для того, чтобы выбрать оптимальный тест для верификации ишемической болезни сердца.
Тесты могут быть:
В зависимости от предтестовой вероятности выбирают тот или другой тест.
Чем выше предтестовая вероятность тем больше показаний к коронарографии. Если эта стартовая предтестовая вероятность превышает 80%, то это точно показания к выполнению инвазивной коронароангиографии.
После того, как диагноз будет снят, либо подтвержден диагноз переходят к лечению и определяется необходимость реваскуляризации, если говорить про обструктивную ишемическую болезнь сердца.
Важно! Немного изменился европейский подход к оценке предтестовой вероятности.
Привычная многим таблица выше осталась такой же в российских рекомендациях 2024 года, а европейцы ее немного модифицировали.
В российском варианте мы должны первоначально, когда опрашиваем пациента и оцениваем его болевой синдром, оценить: это типичная стенокардия, либо атипичная.
Признаки типичной стенокардии:
Предтестовая вероятность разбита на типичную стенокардию, если у пациента есть все три признака, атипичную, не ангинозная боль и одышку при нагрузке.
Российские рекомендации нам говорят, что мы должны оценить предтестовую вероятность, если она очень низкая -меньше, чем 5%, серая зона, и у пациента нет факторов, которые модифицируют эту вероятность, то есть повышают ее, то можно дополнительных исследований больше не проводить.
Важно! Если пациент попадает в зону низкой или умеренной предтестовой вероятности, то, соответственно, мы обязаны проводить дальнейшие обследования.
Что повышает предтестовую вероятность — это фактор риска атеросклеротического поражения коронарных артерий.
Если смотреть с точки зрения практического врача, алгоритмы остались теми же самыми.
Немного изменилась терминология, и вид этой таблицы, которую рассматривали выше. В европейском документе подчеркивается, что характер и клиническая картина стенокардии достаточно сильно меняется.
С 2015 года в исследованиях по ИБС сообщается о том, что только 10−15% имеет клинику типичной стенокардии, у пациентов с верифицированной ишемической болезнью сердца. Поэтому европейцы решили отойти от терминологии типичная и нетипичная стенокардия.
Они предлагают максимально характеризовать тот дискомфорт, именно даже не боль, а дискомфорт в грудной клетке, который есть, с характеристиками этого дискомфорта, которые снижают или повышают вероятность наличия ИБС. Это первое, чем отличаются российские от европейских рекомендаций.
Второе- европейские кардиологи модифицировали таблицу, добавив туда помимо пола и возраста, еще количество факторов риска.
Вместо характеристики стенокардии, как типичная/атипичная, так и одышка, они поставили 0-1 балл, 2 балла, три балла по оценке симптомов. Чем больше баллов, тем типичнее стенокардия.
Количество факторов риска, то, что в наших российских рекомендациях прописано вне рамок таблицы, как факторы, повышающие предтестовую вероятность, в европейском документе получается интерполированный, в таблицу семейный анамнез: курение, дислипидемия, гипертоническая болезнь, сахарный диабет.
Более подробно о разнице в клинических рекомендациях, алгоритмах лечения пациентов, а также исследованиях смотрите в видеолекции эксперта.