Тренировать беременную женщину— это дело неблагодарное, поскольку общепринято, что беременность — это лечебно-охранительный режим.
О том, как связана физическая активность беременной со здоровьем ее будущего ребенка рассказала кандидат медицинских наук, врач-гинеколог.
Актуальность модификации образа жизни, связанного с физической активностью, рассматривается с позиции значительного роста детской заболеваемости.
Это не только метаболические нарушения и ожирение, которым врачи уделяют большое внимание. За последние 20 лет возросла частота разных детских заболеваний.
Это:
Важно! Самое плохое — это рост онкологической детской заболеваемости.
На самом деле, недооценивается вклад гиподинамии и пищевой распущенности беременных.
На сегодняшний день, по данным Росстата, каждый третий новорождённый имеет заболевание: это инфекционные болезни, болезни нервной системы, болезни органов дыхания.
Это данные Росстата на 2021 год, где еще не были оценены волны по ковиду.
В акушерской практике внедрены серьезные клинические рекомендации по профилактике преэкламсии, внедрена шкала оценки риска ВТЭО, предгравидарная подготовка МАРС.
Первый пренатально-расширенный скрининг дает акушеру возможность уже в 12 недель оценить возможные риски:
Если посмотреть внимательно на частоту преэклампсии, то за 20 лет ситуация снизилась почти в три раза, при этом стоит обратить внимание на то, что происходит с гестационным сахарным диабетом.
Здесь идет рост, а также увеличивается число венозных осложнений несмотря на то, что считаются баллы по ВТЭО и назначается всё, что положено (касаемо там тех же аспиринов, низкомолекулярных гепаринов и так далее).
В отношении преждевременных родов и кесарево-сечения за последние 5 лет мы практически выровнялись и не имеем тенденции ни к снижению, ни к повышению. В отношении перинатальной и материнской смертности идет снижение.
Первые 6−8 недель —женщина находится в состоянии асептического воспаления, так должно быть. Дальше выраженным пиком ХГЧ женщина должна переключиться в состояние иммунологической супрессии и только к родам (в районе 36−38 недель) переключиться обратно в асептическое воспаление.
Основные клетки, которые несут ответственность за вот эту иммунологическую толерантность — это Т-регуляторные лимфоциты.
Их очень важные функции действительно серьёзно пострадали после нескольких волн ковида. И у нас большие проблемы в акушерстве в этой части. С другой стороны, есть уникальные клетки Хофбауэра, это клетки плодовые, которые также отвечают за иммунологическую толерантность во время беременности.
Обратите внимание, что на медицинские дотации уходит всего 10% на эпигенетику- 50%. И сегодня на фоне пищевой дезадаптации, физической дезадаптации и дисбизоза кишечника — это наиболее частые три аспекта, идёт нарушение работы лимфодренажной системы, контролирующей состояние внеклеточного матрикса.
В результате у нас увеличивается количество пищевых антигенов и патогенно ассоциированных молекулярных паттернов микробиоты. Все это приводит к нарушению иммунологической толерантности.
И это во многом объясняет ту проблему, которая происходит в акушерстве и непосредственно повышения детской заболеваемости.
Что такое внеклеточный матрикс: для того, чтобы получить его контроль, к сожалению, никакой таблетки адекватной дать невозможно. Здесь нужно рассмотреть именно момент движения.
И, конечно, у любой мышцы есть бонус. То есть, первое, то, что мы можем контролировать реально: качество неклеточного матрикса, используя просто мышечно-венозную помпу.
Второй момент — мы можем пользоваться миокинами. Миокины — пептиды, которые вырабатываются, экспрессируются, высвобождаются мышечными волокнами, и с помощью их определенных видов можно контролировать и профилактировать плацентарную недостаточность, задержку роста плода и очень многие плаценто-ассоцированные осложнения беременности.
Для того, чтобы эти плацентно-ассоциированные осложнения беременности возникли, у нас ещё есть несколько факторов, которые действительно для акушеров сейчас важны, которые являются триггерами:
Благодаря клиническим рекомендациям по гестационному сахарному диабету мы знаем, что возможна аэробная нагрузка низкой интенсивности.
Мы выбираем велотренажёр, как самый, наверное, безобидный в отношении беременности, около 25 минут в ежедневном формате. Противопоказания абсолютные и относительные все есть, то есть это естественно учитывается.
Всего у нас 5 двигательных активностей. Базовое и самое важное — это на выносливость.
Вопрос теперь когда-это всего 20 минут в вечернее время после ужина.
В тёмное время суток органы, которые производят наши гормоны, снижают выработку гормонов и необходимую для переработки пищи энергию в клетках.
А ткани потребителей снижают к ним чувствительность. В результате поздний ужин и гиподинамия - ключевой момент, который в сегодняшнем дне глобально недооценен. И это основная проблема.
И вечерняя лимфодренажная нагрузка позволяет за счёт мышечной работы, активировать обменный процесс и синхронизировать работу центральных и периферических биологических часов.
Важно! Всё, что мы съедаем в темноте, отправляем в мышцу. Ни в жир, ни в избыток ребёнку, а токсичные продукты распада выводим с потом.
10 эффектов, которые получают по факту беременные и их родственники, используя эту же нагрузку.
Глубокий сон, лёгкое пробуждение, хорошее настроение, ясность ума, контроль веса, отсутствие отёков, а последнее, самое главное, — это приобретение реальной зависимости в прямом смысле от физической нагрузки.
Более подробную информацию о важности физической нагрузки беременной женщины для здоровья ребенка смотрите в видеолекции эксперта.