Проблемы диагностики и лечения ишемического и геморрагического инсультов сегодня являются крайне актуальными. О том, что такое биомаркеры, какие клетки являются их источниками при инсульте и каковы их физиологические характеристики, а также о перспективах анализа биомаркеров как главных мишеней эффективной нейропротекции, рассказал Иван Александрович Щукин, к.м.н., доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ЛФ РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Несмотря на колоссальные сдвиги в неврологии, проблема диагностики и способов лечения и ишемического, и геморрагического инсультов остается крайне социально значимой по всему миру, в том числе в экономически развитых странах.
Ежегодно в мире случается порядка 14 миллионов новых инсультов.
В основной массе это прерогатива достаточно пожилых пациентов, но в любом неврологическом отделении для пациентов с острыми нарушениями или отделении нейрореанимации, как правило, 20−30% — это достаточно молодые и тяжелые пациенты.
Важно. По данным ВОЗ, смертность как от ишемического, так и от геморрагического инсульта остается высокой.
Ежегодно порядка 30% больных умирает от ишемического инсульта. В 60% случаев (цифры разнятся в зависимости от страны) причиной смерти становится геморрагический инсульт.
Биомаркер – это объективно измеряемый биологический или нейровизуализационный параметр (MTT, CBF, CBV). Его оценивают как индикатор нормальных биологических процессов, патологических процессов или фармакологического ответа на терапию.
Объективно измеряемый биологический параметр подразумевает под собой некую молекулу или некую группу молекул.
Как правило, именно нейровизуализационная характеристика биомаркеров не имеется в виду, но к данной терминологии всегда имеют непосредственное отношение такие, например, параметры:
То, что данный биологический или нейровизуализационный показатель оценивается как индикатор, является очень интересной и перспективной тематикой.
Такой подход используют не только в клинической и лабораторной, но и нейровизуализационной объективизации тех методов лечения, которые применяют в том числе при острых нарушениях мозгового кровообращения.
Наиболее часто термин «биомаркер» применяют именно для молекул, концентрацию которых можно измерить в биологических жидкостях.
Методику биомаркеров используют специалисты, которые имеют опыт проведения клинических исследований в таких областях:
Наряду с клинической динамической оценкой эффективности того или иного препарата или метода лечения исследуют биологические молекулы, или биомаркеры, на основании которых можно сделать большое количество перспективных выводов.
Наиболее распространенные примеры биомаркеров, которые используют в рутинной клинической практике, но неприменимы к церебральному инсульту:
Список этих молекул можно продолжить до бесконечности.
Казалось бы, все и так понятно: сделали компьютерную или магнитно-резонансную томографию, собрали анамнез, посмотрели неврологический статус, и всё понятно.
Однако остается целый ряд моментов, на которые все-таки на сегодняшний день нет однозначного ответа.
В отечественных и международных публикациях эта проблема стоит на первом месте.
В данном случае биомаркеры могут выступать в роли так называемых часов инсульта: в разные сроки инсульта концентрации тех или иных метаболитов повышаются по-разному.
Сейчас одним из передовых методов лечения являются реперфузионная терапия, или реперфузионные технологии. Однако врач всегда должен точно знать время появления симптомов у пациента. Но что делать, если это инсульт во сне, или пациент был найден на автобусной остановке или привезен из леса?
Да, есть DWI-FLAIR-несоответствие, которое может неврологу ответить на этот вопрос. Данная методика до сих пор используется не очень широко, особенно в регионах. КТ-перфузия с автоматическим подсчетом пенумбры также используют недостаточно активно.
Возможно, какой-нибудь потенциальный биомаркер может ответить на этот вопрос более точно.
Достаточно большое количество исследований, посвященных биомаркерам, оценивают данные риски как у пациентов, которым проводилась реперфузионная терапия, так и у пациентов, которые из-за временных ограничений не попадали под реперфузионную терапию.
В первые часы инсульта врач видит пациента в острейшем периоде. Независимо от того, проведена или нет реперфузионная терапия, доктор не знает, каков будет исход. Но специалистам это очень важно для дальнейшего планирования тех или иных мероприятий.
Примеры:
До сих пор медикам непонятно, от чего это зависит. Но часто из двух пациентов с абсолютно одинаковой неврологической симптоматикой, с абсолютно одинаковой нейровизуализационной картиной под стандартными одинаковыми подходами к терапии один восстанавливается неплохо, а второй как имел тяжелую степень инвалидизации, так в лучшем случае с ней и остается.
Ряд российских специалистов не до конца доверяют нейропротективной терапии. Но в мире интерес к нейропротекции, как и к биомаркерам, растет в геометрической прогрессии. На эти темы постоянно появляются публикации в признанных международных журналах.
Важно. Биомаркеры потенциально могли бы помочь в оценке эффективности проводимой нейропротективной терапии.
Существует множество всевозможных вариантов, когда анализ биомаркеров может быть полезен не только у пациентов с церебральным инсультом.
Совместная оценка ключевых фундаментальных параметров при церебральном инсульте и концентрации биомаркеров в крови, может дать нам ответ на поставленные вопросы.
Какие клетки являются источниками биомаркеров при инсульте и каковы их физиологические характеристики? Каковы перспективы анализа биомаркеров как главных мишеней эффективной нейропротекции? Эти и другие темы подробно осветил в видеолекции наш эксперт.