Прежде всего, это вызов даже не для него, а для всей системы здравоохранения и для всего общества, потому что мы входим в другую демографическую реальность, когда пожилые люди -не меньшинство. Уже в нашей стране их 24%, в Японии это уже одна треть и выше. Меняется демографическая ситуация, абсолютно меняется ландшафт заболеваний.
Мы видим болезни, которые катастрофически ежегодно распространяются, потому что стареет население. Мы всё время говорим «продление жизни», но в голове держим всегда, что, если мы продляем жизнь, то мы продлеваем период жизни с болезнями, потому что возраст заболеваний старения – определенный.
Нам надо продлить здоровую жизнь, поэтому есть раздел «гериатрия», где занимаются болезнями пожилого возраста, и есть раздел геронтологии, где пытаются эти болезни отодвинуть. И задача врачей — вызвать компрессию этого периода заболеваемости.
У пациента пожилого возраста, как правило, есть какое-либо хроническое заболевание:
Это всегда совершенно определённый спектр болезней, которые являются клиническим проявлением старения.
Они могут протекать достаточно тяжело и часто они комбинированы друг с другом.
Важно! Чем старше человек, тем реже он с моноболезнью.
Всегда это комплекс болезней, например, онкология плюс диабет плюс деменция и разные варианты. Диабет и гипертония идут рука об руку.
Получается своеобразная мозаика и каждый раз это индивидуальный портрет. Никогда, когда так много факторов, мы никогда не увидим типичного пациента. Он всегда будет разным, и поэтому встаёт первый вызов - а как вообще его лечить?
Все клинические рекомендации и исследования сформированы таким образом, что мы основываемся на результатах исследований, где:
Как правило, критериями исключения из исследований был очень продвинутый возраст. Например, есть исследования, где исключаются пациенты:
А в практике-то их всё больше. Как их лечить? Это первый вызов.
Все эти болезни текут на фоне самого процесса старения. И надо понимать, что мы видим сейчас:
Это тоже не всегда просто отличить, и надо это учитывать.
В гериатрии этому учат - есть такой инструмент, который называется комплексная гериатрическая оценка. Врач изучает функцию, как человек быстро ходит, запоминает, видит, слышит, может ли он выполнить какие-то определенные движения с определенной скоростью.
И таким образом определяет функцию тех или иных органов и систем. Тогда видно на фоне чего протекают заболевания.
Появились клинические рекомендации по синдрому старческой астении. Что такое синдром старческой астении? Это и есть старость. Таким образом, появились клинические рекомендации, как вести патологическую старость. Комплексная гериатрическая оценка помогает определить, какой вариант старения видит врач:
То есть насколько сохранена функция. И в зависимости от этого абсолютно меняется стратегия ведения.
Если у пациента синдром старческой астении, то даже задачи меняются. В классическом подходе, предположим, пришел пациент на прием, врач видит, что у него есть заболевание, и его главная задача — вылечить это заболевание или его скомпенсировать.
В гериатрическом аспекте приходит человек, который уже имеет очень продвинутый биологический возраст- он стар, у него нарушены функции. На этом фоне у него 5−7 болезней и ещё, например, 15 гериатрических синдромов. А это уже ежедневная практика. Как его лечить?
Если начать лечить все болезни сразу и корректировать все гериатрические синдромы, то это значит, что:
Поэтому вообще меняются задачи.
Задача очень сложная - надо определить среди этого спектра проблем главную одну-две проблемы. Главное — это то, что приведёт к потере автономности - человек не сможет жить один.
Если он не сможет жить самостоятельно, то это снизит качество его жизни. У него может быть много болезней, например, но среди этого есть главная проблема, которая волнует его больше всего — он не видит. У него катаракта. И это для него сейчас главное, потому что он не может жить один, себя обслуживать и для врача это должно быть главной целью.
Важно! Поэтому так называемый таргетный подход в гериатрии - не лечить всё, а лечить главное.
Стараться избегать поле фармации, поле обследований. Обязательно ориентироваться на мнение самого пациента.
Этот момент очень часто упускают - социальные аспекты, то есть с кем человек живет: один или не один. Экологическая атмосфера. Зачастую пожилые люди требуют посторонней помощи: для них сложно заплатить за квартиру, выйти в магазин, купить продукты, правильно рассчитать свой бюджет, убраться, приготовить себе еду. Самые простые вещи, на которые мы вообще не обращаем внимания.
И когда выписывают пациента домой нужно обязательно об этом подумать. Врач оставил ему рекомендации, а кто поможет пациенту? Сейчас везде есть социальная служба. И задача врача — это учесть и связаться с социальной службой или семьей.
Более подробно о работе гериатра, развитии гериатрии, классических заболеваниях старения смотрите в видеолекции эксперта.