Болезнь Альцгеймера на сегодняшний день излечить невозможно, но можно хотя бы замедлить ее течение. О том когда, как долго и как нужно правильно лечить и вести пациентов с этим заболеванием рассказали Яна Борисовна Федорова, к.м.н., старший научный сотрудник отдела гериатрической психиатрии ФГБНУ НЦПЗ, Динара Александровна Гришина, к.м.н., врач-невролог, ассистент кафедры нервных болезней и нейрохирургии ИКМ им. Н.В. Склифосовского и Элен Араиковна Мхитарян, к.м.н., доцент кафедры болезней старения ИНОПР, зав. лабораторией нейрогериатрии РГНКЦ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.
Эксперты разобрали клинические случаи, алгоритмы диагностики, лечения и наблюдения за пациентами.
Если средняя продолжительность жизни при болезни Альцгеймера считается от начала первых симптомов - 6−8 лет, то с современным своевременно начатым лечением этот процесс удается продлить еще на несколько лет. Эксперт всегда приводит в пример Рональда Рейгана, который прожил даже более 20 лет с этой болезнью, потому что его начали лечить вовремя.
Пациент К, мужчина, в настоящее время ему 81 год, но к экспертам он пришел в возрасте 68−69 лет. Первичное обращение -3 июня 2013 года.
Из анамнеза известно, что наследственность у этого пациента психопатологически отягощена. Дед со стороны матери в пожилом возрасте страдал слабоумием. Сводная сестра по матери лечилась в психиатрической больнице с депрессивно-фобическим расстройством.
После окончания школы он служил в армии, группа войск спецназначения в Польше, закончил геологический факультет МГУ и в дальнейшем он работал на Дальнем Востоке. Занимался аэрогеологией. У него были профессиональные вредности- перегрузки при длительных полетах.
В единственном браке с 23 лет два сына.
По характеру он очень ответственный, предусмотрительный, активно принимал участие в строительстве одного из храмов в Московской области. Часто посещает церковь, читает православную литературу.
В 48 лет они с женой переехали в Москву, работал в музее, и после достижения пенсионного возраста оставил работу, и летом с женой живут на даче, на зиму возвращаются в Москву.
Также из анамнеза известно, что осенью 2010 года пациент обращался в НИИ неврологии с жалобами на:
Ему были проведены обследования:
Была рекомендована терапия мексидолом и фезамом.
Важно! Какой диагноз был поставлен, неизвестно, но, судя по назначению, было подозрение на синдром мягкого когнитивного снижения церебрально-сосудистого генеза. Документов предоставлено не было .
Но пациент в дальнейшем не смог продолжить свое лечение и наблюдение в НИИ неврологии, потому что в феврале 2011 года пациента в срочном порядке госпитализируют в больницу Боткина с мочекаменной болезнью и двумя камнями. Была диагностирована железодефицитная анемия и хронический пиелонефрит.
В августе 2011-го он попадает в научный центр колопроктологии с диагнозом опухоли аденокарцинома поперечно-ободочной кишки. Ему была проведена операция правосторонняя гемиколэктомия с формированием илео- и трансверзостомы.
В сентябре 2011 года он попадает в ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова с диагнозом при поступлении - острый тромбоз левой общей бедренной вены. Но при выписке поставили диагноз: илеофеморальный флеботромбоз слева, мочекаменная болезнь, саркоидоз лёгких, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, пневмосклероз, состояние после гемиколэктомии.
В феврале 2012 года он снова попадает в научный центр колопроктологии, где ему было проведено хирургическое лечение, выполнена лапаротомия с ликвидацией илеостомы с формированием реконструктивного, восстановительного илео-трансверзоанастомоза.
Сопутствующие диагнозы остаются прежними.
В июне 2012 года он госпитализируется в Московскую городскую онкологическую больницу №62 с диагнозом первичная множественная метахронная опухоль, базалиома кожи лобно-теменной области слева. И было проведено иссечение опухоли кожи теменной области с пластикой.
Важно! Таким образом, у пациента 15 сопутствующих заболеваний, три операции под общим наркозом - то, что перенес пациент за три года.
Когда пациент в возрасте 69 лет пришел на прием к эксперту, он сообщил, что все вынужден записывать и отметил, что с течением времени описанные нарушения стали прогрессировать.
На МРТ ангиографии интеркорнеальных артерий особых патологий не найдено. Но если посмотреть на МРТ головного мозга, то дифференциация серого и белого вещества сохранена.
В белом веществе головного мозга, паравентрикулярных, конвекситальных областях визуализируются немногочисленные очаги диаметрами 3−6 мм, вероятно, сосудистого генеза.
В затылочных, (больше справа) и теменных (слева) долях, по ходу отдельных борозд, определяются участки отложения гемосидерина, вероятно, последствия субарахноидальных кровоизлияний.
Кроме того, в белом веществе головного мозга (больше в левой гемисфере), определяются множественные круглые формы участки диаметра 1,5−4 мм с МР-сигналом характерных для гемосидерина, последствия внутримозговых микро излияний.
В заключении рентгенолог пишет, что это МР-картина немногочисленных очагов в белом веществе головного мозга, вероятно сосудистого генеза, и множественных очагов - участков микрокровоизлияния (гипертоническая энцефалопатия).
После проведения осмотра, психометрического тестирования, (оценка по шкале MMSE - 26 баллов), после консультации с нейрохирургами, неврологом, рентгенологом, пациенту был поставлен диагноз “деменция при болезни Альцгеймера, атипичная или смешанного типа с ранним началом, этап мягкой деменции.
Эксперты сочли, что образование гемосидерина и этих очагов связано с теми перенесенными заболеваниями, какие у него были за последние три года, а также не было признаков поверхностного гемосидероза.
О том, какой алгоритм лечения был выбран в данном клиническом случае, какими были его результаты, а также с какими еще случаями сталкиваются эксперты смотрите в видеолекции.